Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Вернуться к обычному виду
Адрес:
г.Ижевск,
ул. Максима Горького, 73
Телефон:
+7 (3412) 27-15-27 круглосуточно с телефонным автоответчиком
О долгах граждан в сфере ЖКХ: интервью Начальника Госжилинспекции Удмуртии 11.07.2016

О долгах граждан в сфере ЖКХ: интервью Начальника Госжилинспекции Удмуртии

В Удмуртии в отношении граждан, задолжавших за жилищно-коммунальные услуги, действуют такие меры, как ограничение подачи коммунального ресурса, повышенный размер пени, запрет на продажу имущества и другие. Малоимущие граждане могут получить субсидии, чтобы не пополнить ряды должников, но для злостных неплательщиков законодательство предлагается ужесточить.

 О проблеме задолженности граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства рассказал Марат Исмагилов, Главный госжилинспектор УР – Начальник Госжилинспекции УР. Он охарактеризовал категории должников, разъяснил меры социальной защиты граждан, а также пояснил, какие негативные последствия для должников сегодня предусмотрены законодательством – это высокие пени, до 30% годовых, ограничение предоставления коммунальных услуг, запрет на продажу имущества, долг по взносам на капремонт, переходящий новому собственнику. Госжилинспектор подчеркнул, что требуется введение дополнительных правовых мер к должникам, таких, как обращение в суд по месту нахождения имущества должника, а не по месту его регистрации, переход долга за ЖКУ к новому собственнику, продажа единственного жилья по решению суда.

- Какое место по задолженности в сфере ЖКХ занимает Удмуртия среди российских регионов? 

- Статистика по должникам в Удмуртии соответствует общероссийской. Так, в 2014 году недосбор был на уровне 6%. Это значит, что управляющие и ресурсоснабжающие организации за свои услуги собирали 94% начисленных сумм. Сейчас, с учетом  экономической ситуации, процент мог снизиться. Собираемость взносов на капремонт пока ниже, так как это сравнительно недавно введенный платеж: на спецсчета поступило  87% от начисленных сумм, в «общий котел» – 73%.

- Кто является получателем средств, которые платят граждане в сфере ЖКХ?

- Есть три вида задолженности в сфере ЖКХ: за жилищные услуги, за коммунальные услуги и по взносам на капремонт. Плата за жилищные услуги поступает на счета управляющих компаний и ТСЖ. Платежи за коммунальные услуги граждане, как правило, делают напрямую поставщикам ресурсов. Обязательные взносы на капремонт многоквартирных домов идут на единый счет Регоператора в «общий котел» или на спецсчета, где получателями являются номинальные владельцы – Регоператор, УК или ТСЖ. Хочется отметить, что в Удмуртии сложилась хорошая практика, когда получателями денег становятся непосредственно те организации, которые оказывают услуги. Напомню, что раньше получателями денег на свои счета были УК и ТСЖ, как за коммунальные услуги, так и на капитальный ремонт. В результате не всегда обеспечивалась сохранность денег граждан, имели место большие задолженности перед поставщиками ресурсов. За махинации с деньгами часть руководителей УК и ТСЖ были привлечены к уголовной ответственности. При раздельной оплате такого быть не должно.

- Каждая организация присылает гражданам отдельный платежный документ?

- Да. Ежемесячно граждане получают несколько платежных документов на оплату услуг в сфере ЖКХ. Они приходят к ним в разное время – в начале, середине, конце месяца.  По моему мнению, это не способствует платежной дисциплине, зря отнимает время у гражданина, иногда становится причиной несвоевременной оплаты услуг, что, в конечном итоге, ведет к возникновению задолженности.

Организации не всегда вовремя отправляют платежки гражданам, и те не могут сделать платежи в отведенные законом временные рамки, до 10 числа следующего месяца, хотя некоторые УК в договоре управления согласовывают другие сроки, например, до конца месяца. По инициативе Фонда капитального ремонта УР в Удмуртии в июне 2016 года вступила в действие законодательная норма производить оплату взносов в «общий котел» до 20 числа. 

Несколько разновременных платежек – это проблема, которую надо решать. Необходимо сделать так, чтобы каждый гражданин мог быстро и в удобной форме заплатить за жилищно-коммунальные услуги, оперативно получить информацию о начислениях платы, разобраться быстро с правильностью их начисления. Конечно, это удобно сделать в одном месте! Сегодня отрасль ЖКХ – это бизнес. Отношения строятся на рыночных основаниях, и компании должны подумать об улучшении сервиса и клиентоориентированности. Какие есть варианты? Прежде всего, создание единого расчетного центра, республиканского или городского уровня. Таким центром может быть МФЦ «Мои документы», предоставляющее государственные и муниципальные услуги, офисы которого расположены по всей Удмуртии. Мы должны помнить, что потребители услуг ЖКХ – это люди разных возрастов, поэтому офисы с консультантами останутся пока не заменимы. Не все пользуются интернетом и мобильными сервисами. Здесь простая аналогия с абонентами мобильной связи, которая работает в России порядка 20 лет и снабжена всеми электронными сервисами, но граждане продолжают обращаться к «живым людям» -консультантам как непосредственно в офис, так и на «горячую линию».

- Каковы перспективы введения единой платежки, в том числе электронной?

- С 1 июля 2016 года Правительство РФ запустило систему ГИС ЖКХ, посредством которой с января 2017 года граждане смогут оплачивать услуги через электронные платежки. При этом, если в системе не начислена плата, или она неправильная, то оплачивать не нужно.  В ней будет содержаться вся информация о расчетах, что должно дисциплинировать поставщиков услуг.

В единой платежке могут быть указаны несколько банковских счетов разных организаций – получателей денежных средств. Но не счета посредников, чтобы потом не начинались споры, в полном или неполном объеме деньги дошли до конечного получателя! Мы это уже проходили, и сегодня у нас каждая организация получает свои деньги. Кстати, из-за этого и появилось так много платежных документов.

 

- Какие категории граждан не платят за услуги?

- Должники делятся на две категории. В одну входят обеспеченные люди, которые забывают или не считают нужным платить за услуги своевременно. Вторая категория включает малоимущие люди, у которых расходы на жилищно-коммунальные услуги превышают 22% от месячного дохода семьи.

Для малоимущих людей приняты серьезные меры социальной защиты – государство компенсирует им часть расходов на ЖКУ, предоставляя субсидию в размере 78% от стоимости услуг. Подать документы для признания семьи малоимущей можно в любом многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг Удмуртской Республики. Однако граждане за этой госуслугой обращаются очень редко. Может быть, им кажется, что нужно собирать слишком много документов. Но государство постоянно сокращает их количество, к тому же недавно был введен межведомственный документооборот, то есть МФЦ сам делает запросы за нужными документами.

- Какие стимулы для неплательщиков введены в последнее время?

- С января 2016 года начали действовать повышенные размеры пени за просрочку оплаты. Теперь, если человек не заплатил в течение первого месяца после 10 числа, штрафы и пени ему не начисляются.

Если он продолжает не платить, и это длится от 31 до 90 дней, то пени начисляется в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.  С 91-го дня пени повышаются до 1/130 ставки рефинансирования. Сегодня процент пени на уровне 1/300 ставки рефинансирования равняется размеру банковского кредита. Это довольно много, и граждане стоит задуматься о том, что дешево кредитоваться у поставщика не получится.

При действующей ставке рефинансирования 10,5% размер пени составит 29,07% годовых (ранее – 12,6%). Это достаточно серьезный процент.  

Для примера. Среднестатистическая сумма платы за ЖКУ у собственника однокомнатной квартиры площадью 30 кв.м. – 2 тыс 500 рублей в месяц, или 30 тыс рублей в год. Если он не платит в течение 12 месяцев, то размер процентов составит примерно 9 тыс рублей (расчет по формуле).

Другой стимул оплачивать вовремя – прекращение или ограничение предоставления коммунальной услуги, по которой есть долг. Применяют его, как правило, поставщики услуг электроснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения. Уведомить гражданина они должны перед этим в письменной форме дважды – за 20 дней и за три дня. Наиболее часто в Ижевске ограничивают пользование канализацией, подачу электричества и горячей воды.

Сегодня для собственника квартиры имеется еще один стимул – не быть должником по судебному приказу. Организация, предоставляющая жилищно-коммунальную услугу, вправе сразу обратиться в суд, без вызова должника. В результате за должником будет числиться исполнительное производство, и с ним будут работать по взысканию долга судебные приставы. Они могут арестовать имущество должника, например машину, изъять движимые вещи для продажи, а также наложить запрет для выезда за границу.

И, наконец, последняя действующая мера – наложение запрета на продажу имущества гражданина при наличии у него долга. Если есть непогашенный долг за ЖКУ, приставы накладывают запрет на продажу недвижимости, при этом размер задолженности не имеет значения.

Также УК и ТСЖ вывешивают сообщения в подъездах, печатают информационные материалы в СМИ.  В Ижевске есть свое ноу-хау, которое работает уже лет семь – это «красные платежки», которые присылаются гражданину, чтобы обратить его внимание на то, что у него копится долг. Это обычный платежный документ, только напечатанный на бумаге красного цвета. 

- Достаточно ли этих мер или есть необходимость в ужесточении законодательства по отношению к должникам?

- Скорее второе. Я считаю, что надо внести некоторые изменения в законодательство, чтобы организациям было проще получить долг с должника.  Одно из них – предоставление права судиться с ним по месту обращения в суд, а не по месту нахождения квартиры. Например, человек получил в наследство квартиру в поселке Яр, а живет в Москве.  Управляющая компания, которая оказывает услуги, за которые он не платит, вынуждена подавать заявление в суд в Москве. Но у УК из Яра нет такой возможности! 

Втрое изменение уже сделано по отношению к должникам по взносам на капремонт и его необходимо распространить на всех должников. Оно состоит в том, что задолженность надо закрепить за квартирой, а не за собственником. Это хорошая норма, которая в случае смены владельца позволит взыскать долг с нового собственника.

  И третье предложение – необходимо развивать практику продажи единственного жилья должника. Есть люди, которые не платят за квартиру десятилетиями.  На них заведено множество исполнительных производств, но взять с них нечего, потому что, как правило, это асоциальные элементы. 

При обращении взыскания на единственное жилье гражданину предоставляется жилье меньшей площади, если это возможно. Либо он утрачивает право собственности после продажи жилья – в этом случае он может встать в муниципальную очередь на получение квартиры или стать нанимателем жилья из муниципального или частного жилого фонда.

- Сегодня, если у человека накопился долг 100 тысяч рублей, его нельзя выселить из квартиры?

- По этому поводу идет дискуссия. Я знаю, как минимум, два случая в республике, когда накладывалось взыскание на единственное жилье, и такие квартиры продавались с тем, чтобы часть вырученной суммы шла в зачет задолженности. Но далеко не все суды на это идут. Прежде всего, потому, что пока не ясны законодательные процедуры по продаже единственного жилья. Но на будущее эту меру надо иметь в виду. Справедливо, если должники не находятся в лучших условиях, чем, например, молодые семьи, у которых ничего нет в собственности, но они исправно платят за услуги.

- Имеют ли управляющие компании право отказывать в ремонте подъезда под тем предлогом, что среди жильцов есть должники?

- В жилищном законодательстве нет нормы о принципе круговой поруки собственников. Но наличие должников в доме, которым управляет организация, влияет на ее экономику. Если нет денег, то УК, ТСЖ, Регоператор не сможет сделать ремонтные работы. Граждане оплачивают жилищные услуги, в том числе текущий ремонт, с площади принадлежащего им помещения. Например, площадь дома – 3 тыс кв.м., а плата собирается только с 2 тыс 800 кв.м. Если жильцы платят по 2 рубля с 1 кв.м., в месяц то они соберут только 5 тыс 600 рублей вместо 6 тыс рублей. Месячное недофинансирование в размере 400 рублей не позволит сделать запланированные работы в полном объеме.

- Вправе ли УК обратиться в суд, если у жильца накопился небольшой долг?

- Да. Она вправе обратиться в суд сразу, как истек срок оплаты, указанный в договоре, или же гражданин не оплатил за месяц пользования услугами до 10 числа следующего месяца. На самом деле, есть должники, которые оплачивают задолженность только согласно исполнительным листам. На мой взгляд, это – дорогое удовольствие, так как дополнительно придется оплачивать судебные расходы в среднем 5 тыс. руб.

Хочется отметить, судебные приставы в Удмуртской Республике работают очень внимательно с должниками, которые, в свою очередь, должны понимать, что, если на них заведено исполнительное производство, то им всё равно придется заплатить долг. При этом в отношении должника будут системно проведены все принудительные мероприятия по взысканию, предусматривающие неблагоприятные последствия в виде потери времени и денег. Информация о задолженности граждан и организаций размещена на сайте http://fssprus.ru/.


Дата изменения: 12.07.2016 16:00:05
Количество показов: 1123

Возврат к списку